Об утверждении Методических рекомендаций по разработке и реализации муниципальных программ Константиновского городского поселения

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

   РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

«кОНСТАНТИНОВСКОЕ ГОРОДСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ»

АДМИНИСТРАЦИЯ КОНСТАНТИНОВСКОГО ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

26.08.2013                                                                                                                         № 208

г. Константиновск

Об утверждении Методических рекомендаций по разработке и реализации муниципальных программ Константиновского городского поселения

В соответствии с постановлением Администрации Константиновского городского поселения от 21.08.2013 № 203 «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ Константиновского городского поселения»,

ПОСТАНОВЛЯЮ:

  1. Утвердить Методические рекомендации по разработке и реализации муниципальных программ Константиновского городского поселения (далее – Методические рекомендации), согласно приложению к настоящему постановлению.
    1. Главному специалисту по кадровой, организационной и архивной работе (Тюменева И.В.) обеспечить направление Методических рекомендаций должностным лицам Администрации Константиновского городского поселения, ответственным исполнителям муниципальных программ.
  2. Постановление вступает в силу с момента его подписания и подлежит размещению на официальном сайте Администрации Константиновского городского поселения.
  3. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя Главы Администрации Константиновского городского поселения Ткачеву Л.В.

Глава Константиновского

Городского поселения                                                                        В.Е. Калмыков

Верно:

Главный специалист по кадровой,

организационной и архивной работе                                                                                     И.В. Тюменева

Приложение

к постановлению Администрации

Константиновского городского                          

поселения

от _________ № ______

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ

МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРОГРАММ КОНСТАНТИНОВСКОГО ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯКниципальовского районанатантиновского районарайона иновского района от 21.08.2013г.

1. Общие положения

Методические рекомендации по разработке и реализации муниципальных программ Константиновского городского поселения (далее соответственно - Методические рекомендации, муниципальные программы) определяют требования к разработке проектов муниципальных программ и подготовке отчетов о ходе их реализации и оценке эффективности.

Понятия, используемые в настоящих Методических рекомендациях, соответствуют определениям, данным в Порядке разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ Константиновского городского поселения (далее - Порядок), утвержденном постановлением Администрации Константиновского городского поселения от 21.08.2013 № 203.

Формирование муниципальных программ осуществляется исходя из принципов:

долгосрочности целей социально-экономического развития и показателей (индикаторов) их достижения, учета положений стратегических документов, утвержденных Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, Законодательным Собранием Ростовской области, Правительством Ростовской области, Собранием депутатов Константиновского городского поселения, Администрацией Константиновского городского поселения;

установления для муниципальных программ измеримых результатов их реализации (конечных результатов, то есть характеризуемого количественными и (или) качественными показателями состояния (изменения состояния) социально-экономического развития Константиновского городского поселения, которое отражает эффект от реализации муниципальной программы, и непосредственных результатов, то есть характеристики объема и качества реализации мероприятия, направленного на достижение конечного результата реализации муниципальной программы;

интеграции государственных, муниципальных регулятивных (правоустанавливающих, правоприменительных и контрольных) и финансовых (бюджетных, налоговых, имущественных, кредитных и иных) мер для достижения целей муниципальных программ;

определения ответственного за реализацию муниципальной программы (достижение конечных результатов);

наличия у ответственного исполнителя, соисполнителей и участников реализации муниципальной программы полномочий и ресурсов, необходимых и достаточных для достижения целей муниципальной программы;

проведения оценки результативности и эффективности реализации муниципальных программ, оценки их вклада в решение вопросов модернизации и инновационного развития экономики с возможностью их корректировки или досрочного прекращения, а также установления ответственности должностных лиц в случае неэффективной реализации муниципальных программ.

На первоначальном этапе разработки муниципальной программы при оценке планируемой эффективности в зависимости от сферы реализации муниципальной программы может приводиться оценка влияния реализации муниципальной программы на макроэкономические, демографические, социальные показатели, в том числе оценка дополнительного прироста рабочих мест; ускорения темпов роста производства и роста производительности труда; оценка изменения параметров качества жизни населения; оценка финансово-экономических последствий реализации муниципальной программы (в том числе оценка динамики поступлений доходов бюджетов бюджетной системы).

Информация об оценке планируемой эффективности муниципальной программы вносится на рассмотрение Комиссии Администрации Константиновского городского поселения в объеме не более 10 страниц.

2. Разработка проекта муниципальной программы

2.1. Структура муниципальной программы и

подпрограммы муниципальной программы

Муниципальная программа имеет следующую структуру:

Паспорт муниципальной программы.

Текстовую часть муниципальной программы по следующим разделам:

раздел 1 «Общая характеристика текущего состояния соответствующей сферы социально-экономического развития Константиновского городского поселения»;

раздел 2 «Цели, задачи и показатели (индикаторы), основные ожидаемые конечные результаты, сроки и этапы реализации муниципальной программы»;

раздел 3 «Обоснование выделения подпрограмм муниципальной программы, обобщенная характеристика основных мероприятий и мероприятий ведомственных целевых программ»;

раздел 4 «Информация по ресурсному обеспечению муниципальной программы»;

раздел 5 «Методика оценки эффективности муниципальной программы»;

раздел 6 «Порядок взаимодействия ответственных исполнителей, соисполнителей, участников муниципальной программы».

Подпрограммы муниципальной программы.

Подпрограмма муниципальной программы имеет следующую структуру:

Паспорт подпрограммы муниципальной программы.

Текстовую часть по следующим разделам:

раздел 1 «Характеристика сферы реализации подпрограммы муниципальной программы»;

раздел 2 «Цели, задачи и показатели (индикаторы), основные ожидаемые конечные результаты, сроки и этапы реализации подпрограммы муниципальной программы»;

раздел 3 «Характеристика основных мероприятий и мероприятий ведомственных целевых программ подпрограммы муниципальной программы»;

раздел 4 «Информация по ресурсному обеспечению подпрограммы муниципальной программы»;

Приложения к муниципальной программе, формируемые согласно приложению к настоящим Методическим рекомендациям (таблицы 1-10).

Муниципальная программа может включать подпрограмму, которая направлена на обеспечение реализации муниципальной программы.

К подпрограмме, направленной на обеспечение реализации муниципальной программы, предъявляются требования, аналогичные требованиям к другим подпрограммам муниципальной программы, за исключением требований к основным мероприятиям.

В подпрограмме, направленной на обеспечение реализации муниципальной программы, отражаются цели и задачи, направленные на обеспечение эффективного управления реализацией муниципальной программы, в том числе на обеспечение эффективного исполнения муниципальных функций, повышение доступности и качества оказания муниципальных услуг в сфере реализации муниципальной программы, повышение эффективности и результативности бюджетных расходов в сфере реализации муниципальной программы.

Задачи подпрограммы, направленной на обеспечение реализации муниципальной программы, могут включать внедрение новых управленческих механизмов в сфере реализации муниципальной программы (например, переход к предоставлению муниципальных услуг в электронном виде; разработка и внедрение единых нормативных затрат на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) подведомственными учреждениями; модернизация технического оснащения и внедрение информационно-коммуникационных технологий, если результаты такой модернизации будут использоваться для целей нескольких подпрограмм муниципальной программы и т.д.), информационное обеспечение реализации муниципальной программы и мониторинг ее реализации.

Задачи подпрограммы, направленной на обеспечение реализации муниципальной программы, характеризуются количественными показателями (индикаторами), отвечающими требованиям пункта 2.5 раздела 2 Порядка.

Для достижения целей (решения задач) подпрограммы, направленной на обеспечение реализации муниципальной программы, формируются основные мероприятия, в состав которых могут включаться:

расходы на содержание аппаратов органов местного самоуправления Константиновского городского поселения.

расходы на информационное обеспечение, мониторинг и оценку эффективности хода реализации муниципальной программы в целом;

расходы на проведение научных исследований и иных работ, результаты которых используются для достижения целей и решения задач.

В состав мер правового регулирования по подпрограмме, направленной на обеспечение реализации муниципальной программы, включаются меры, направленные на повышение эффективности реализации муниципальных функций и оказание муниципальных услуг в сфере реализации муниципальной программы, обеспечение эффективного управления реализацией муниципальной программы.

2.2. Заполнение паспорта муниципальной программы и

подпрограммы муниципальной программы

Паспорт муниципальной программы разрабатывается по форме согласно приложению к Порядку.

Программно-целевые инструменты включают мероприятия ведомственных целевых программ в сфере реализации муниципальной программы. При отсутствии программно-целевых инструментов в данном пункте необходимо указать слово «отсутствуют».

Цели, задачи и показатели (целевые индикаторы), а также этапы и сроки реализации муниципальной программы указываются в соответствии с требованиями Порядка, а также настоящими Методическими рекомендациями.

Ресурсное обеспечение муниципальной программы включает средства бюджета Константиновского городского поселения, а также средства федерального, областного бюджета, местных бюджетов и внебюджетных источников.

Объем ассигнований на реализацию муниципальной программы указывается по муниципальной программе в целом по годам реализации муниципальной программы в тысячах рублей с точностью до одного знака после запятой.

Ожидаемые результаты реализации муниципальной программы указываются в виде характеристики основных ожидаемых (планируемых) конечных результатов (изменений, отражающих эффект от реализации муниципальной программы) в сфере реализации муниципальной программы, сроков их достижения.

Паспорт подпрограммы муниципальной программы разрабатывается аналогично паспорту муниципальной программы, за исключением графы «соисполнитель», которая в паспорте подпрограммы отсутствует.

2.3. Содержание разделов муниципальной программы и

подпрограммы муниципальной программы

Раздел 1

В рамках характеристики текущего состояния и прогноза развития сферы реализации муниципальной программы предусматривается проведение анализа ее действительного состояния, включая выявление основных проблем, прогноз развития сферы реализации муниципальной программы.

Анализ текущего (действительного) состояния сферы реализации муниципальной программы должен включать характеристику итогов реализации муниципальной политики в этой сфере, выявление потенциала развития анализируемой сферы и существующих ограничений в сфере реализации муниципальной программы, сопоставление существующего состояния анализируемой сферы с состоянием аналогичной сферы у муниципальных образований Константиновского района (при возможности такого сопоставления).

Характеристика текущего состояния сферы реализации муниципальной программы должна содержать основные показатели уровня развития соответствующей сферы социально-экономического развития Константиновского городского поселения.

Прогноз развития соответствующей сферы социально-экономического развития Константиновского городского поселения должен определять тенденции ее развития и планируемые показатели по итогам реализации муниципальной программы. При формировании прогноза развития сферы реализации муниципальной программы учитываются параметры прогноза социально-экономического развития Константиновского городского поселения, стратегические документы в сфере реализации муниципальной программы и текущее состояние сферы реализации муниципальной программы.

Приоритеты и цели муниципальной политики Константиновского городского поселения определяются в стратегии социально-экономического развития Константиновского городского поселения, отраслевых документах стратегического развития.

Анализ рисков реализации муниципальной программы и описание мер управления рисками реализации муниципальной программы предусматривают:

идентификацию факторов риска по источникам возникновения и характеру влияния на ход и результаты реализации муниципальной программы;

качественную и, по возможности, количественную оценку факторов рисков;

обоснование предложений по мерам управления рисками реализации муниципальной программы.

В качестве факторов риска рассматриваются события, условия, тенденции, оказывающие существенное влияние на сроки и результаты реализации муниципальной программы, на которые ответственный исполнитель, соисполнители и участники муниципальной программы не могут оказать непосредственного влияния. Под существенным влиянием в целях настоящих Методических рекомендаций понимается такое влияние, которое приводит к изменению сроков и (или) ожидаемых результатов реализации муниципальной программы не менее чем на 10% от планового уровня.

В составе обоснования предложений по мерам управления рисками реализации муниципальной программы приводятся:

меры правового регулирования, направленные на минимизацию негативного влияния рисков (внешних факторов);

мероприятия подпрограмм муниципальной программы, направленные на управление рисками, их своевременное выявление и минимизацию;

мероприятия по управлению реализацией муниципальной программы, направленные на своевременное обнаружение, мониторинг и оценку влияния рисков и внешних факторов, а также разработку и реализацию мер по минимизации их негативного влияния на реализацию муниципальной программы.

Под мерами государственного, муниципального регулирования понимаются меры налогового, тарифного, кредитного регулирования, а также иные меры государственного, муниципального регулирования. Характеристика мер государственного, муниципального регулирования в сфере реализации муниципальной программы включает обоснование необходимости и оценку результатов их применения (в том числе финансовую).

В состав мер государственного, муниципального регулирования могут входить меры, направленные на стимулирование деятельности юридических и физических лиц в сфере реализации муниципальной программы.

При оценке влияния результатов применения мер государственного, муниципального регулирования могут использоваться:

данные финансово-экономических обоснований к проектам нормативных правовых актов, содержащих меры государственного, муниципального регулирования и результаты оценки регулирующего воздействия указанных проектов нормативных правовых актов;

фактические данные о влиянии аналогичных мер государственного, муниципального регулирования в сфере реализации муниципальной программы либо в других секторах экономики, в том числе данные об объемах расходов бюджета Константиновского городского поселения и объемах выпадающих доходов бюджета Константиновского городского поселения в связи с применением мер государственного, муниципального регулирования;

результаты оценки регулирующего воздействия аналогичных актов, разработанных (разрабатываемых) в сфере реализации муниципальной программы либо в иных секторах экономики;

оценки (в том числе экспертные оценки) последствий реализации предлагаемых мер государственного, муниципального регулирования.

Для мер правового регулирования в сфере реализации подпрограммы приводится обоснование изменений правового регулирования в сфере реализации муниципальной программы (если таковые планируются), их основные положения и ожидаемые сроки принятия необходимых нормативных правовых актов с оценкой их регулирующего воздействия (если такая оценка предусмотрена законодательством Российской Федерации).

Проводится анализ необходимости и достаточности изменений правового регулирования в сфере реализации муниципальной программы, в том числе для привлечения частных инвестиций в сферу ее реализации, для достижения ее целей и решения ее задач.

Меры правового регулирования приводятся согласно приложению к настоящим Методическим рекомендациям (таблица 3).

Раздел 2

Цели муниципальной программы должны соответствовать приоритетам муниципальной политики Константиновского городского поселения в сфере реализации муниципальной программы и определять конечные результаты реализации муниципальной программы.

Цель должна обладать следующими свойствами:

специфичность (цель должна соответствовать сфере реализации муниципальной программы);

конкретность (не допускаются размытые (нечеткие) формулировки, допускающие произвольное или неоднозначное толкование);

измеримость (достижение цели можно проверить);

достижимость (цель должна быть достижима за период реализации муниципальной программы);

релевантность (соответствие формулировки цели ожидаемым конечным результатам реализации программы).

Формулировка цели должна быть краткой и ясной и не должна содержать специальных терминов, указаний на иные цели, задачи или результаты, которые являются следствиями достижения самой цели, а также описания путей, средств и методов достижения цели.

Достижение цели обеспечивается за счет решения задач муниципальной программы. Задача муниципальной программы определяет результат реализации совокупности взаимосвязанных мероприятий или осуществления муниципальных функций в рамках достижения цели реализации муниципальной программы.

Сформулированные задачи должны быть необходимы и достаточны для достижения соответствующей цели.

При постановке целей и задач необходимо обеспечить возможность проверки и подтверждения их достижения или решения. Для этого необходимо сформировать показатели (индикаторы), характеризующие достижение целей, и показатели, характеризующие решение задач.

Информация о составе и значениях показателей (индикаторов) приводится согласно приложению к настоящим Методическим рекомендациям
(таблица 1).

Используемые показатели (индикаторы) должны соответствовать следующим требованиям:

адекватность (показатель должен очевидным образом характеризовать прогресс в достижении цели или решении задачи и охватывать все существенные аспекты достижения цели или решения задачи подпрограммы);

точность (погрешности измерения не должны приводить к искаженному представлению о результатах реализации подпрограммы);

объективность (не допускается использование показателей, улучшение отчетных значений которых возможно при ухудшении реального положения дел; используемые показатели должны в наименьшей степени создавать стимулы для исполнителей подпрограммы, подведомственных им организаций к искажению результатов реализации подпрограммы);

достоверность (способ сбора и обработки исходной информации должен допускать возможность проверки точности полученных данных в процессе независимого мониторинга и оценки подпрограммы);

однозначность (определение показателя должно обеспечивать одинаковое понимание существа измеряемой характеристики как специалистами, так и конечными потребителями услуг, включая индивидуальных потребителей, для чего следует избегать излишне сложных показателей и показателей, не имеющих четкого, общепринятого определения и единиц измерения);

экономичность (получение отчетных данных должно проводиться с минимально возможными затратами; применяемые показатели должны в максимальной степени основываться на уже существующих процедурах сбора информации);

сопоставимость (выбор показателей следует осуществлять исходя из необходимости непрерывного накопления данных и обеспечения их сопоставимости за отдельные периоды с показателями, используемыми для оценки прогресса в реализации сходных (смежных) подпрограмм, а также с показателями, используемыми в международной практике);

своевременность и регулярность (отчетные данные должны поступать со строго определенной периодичностью и с незначительным временным лагом между моментом сбора информации и сроком ее использования (для использования в целях мониторинга отчетные данные должны предоставляться не реже 1 раза в год).

В число используемых показателей должны включаться показатели, характеризующие конечные общественно значимые результаты, непосредственные результаты и уровень удовлетворенности потребителей оказываемыми (финансируемыми) исполнителями муниципальными услугами (работами), их объемом и качеством.

Показатели подпрограмм должны быть увязаны с показателями, характеризующими достижение целей и решение задач муниципальной программы.

Показатели (индикаторы) должны иметь запланированные по годам количественные значения, измеряемые или рассчитываемые по утвержденным методикам в соответствии с требованиями пункта 2.5 раздела 2 Порядка.

Если показатель (индикатор) определяется исходя из данных государственного (федерального, регионального) статистического наблюдения, в том числе по муниципальным образованиям Ростовской области, необходимо дать ссылку на соответствующий пункт (пункты) (федерального, регионального) плана статистических работ, и указать субъект официального статистического учета, обеспечивающий выполнение работ по формированию официальной статистической информации по данному показателю (индикатору), а также реквизиты нормативного правового акта, которым утверждены формы отчетности, используемые при формировании статистического показателя. Указанная информация представляется согласно приложению к настоящим Методическим рекомендациям (таблица 7).

Если показатель (индикатор) не входит в состав данных официальной статистики, то в составе муниципальной программы приводится методика расчета целевых показателей (индикаторов) муниципальной программы согласно приложению к настоящим Методическим рекомендациям (таблица 7а).

Предлагаемый показатель (индикатор) должен являться количественной характеристикой результата достижения цели (решения задачи) муниципальной программы.

В качестве наименования показателя используется лаконичное и понятное наименование, отражающее основную суть наблюдаемого явления.

Единица измерения показателя выбирается из общероссийского классификатора единиц измерения (ОКЕИ).

Для показателя указываются периодичность (годовая, квартальная, месячная и т.д.).

Алгоритм формирования показателя представляет собой методику количественного (формульного) исчисления показателя и необходимые пояснения к ней. Если в методике расчета показателя используются иные показатели (далее - базовые показатели), необходимо привести их описание. Базовым считается показатель (индикатор), с которым непосредственно связан источник его определения. При этом общепринятые статистические показатели (ВРП, объем промышленного производства, численность населения и др.) рассматриваются в данном описании как базовые.

При описании ожидаемых конечных результатов реализации муниципальной программы необходимо дать развернутую характеристику планируемых изменений (конечных результатов) в сфере реализации муниципальной программы. Такая характеристика должна включать обоснование изменения состояния сферы реализации муниципальной программы.

На основе последовательности решения задач муниципальной программы определяются этапы ее реализации. Для каждого из этапов необходимо определить промежуточные результаты реализации муниципальной программы.

Раздел 3

В качестве обоснования выделения подпрограмм может использоваться в том числе обоснование вклада подпрограммы в достижение целей муниципальной программы.

Информация об основных мероприятиях и мероприятиях ведомственных целевых программ подпрограмм муниципальной программы отражается согласно приложению к настоящим Методическим рекомендациям (таблица 2).

Состав основных мероприятий и мероприятий ведомственных целевых программ должен быть необходимым и достаточным для достижения целей и решения задач подпрограммы.

При формировании состава основных мероприятий и мероприятий ведомственных целевых программ учитывается возможность выделения контрольных событий муниципальной программы (включаемых в план реализации муниципальной программы), позволяющих оценить промежуточные или окончательные результаты выполнения основных мероприятий и мероприятий ведомственных целевых программ в течение года.

Масштаб основного мероприятия должен обеспечивать возможность контроля за ходом выполнения муниципальной программы, но не усложнять систему контроля и отчетности. Наименования основных мероприятий не могут дублировать наименования целей и задач подпрограммы.

В рамках одного основного мероприятия могут объединяться однотипные по характеру мероприятия. Основные мероприятия должны группироваться по следующим направлениям расходов:

обеспечение выполнения функций Администрации Константиновского городского поселения, и обеспечение деятельности муниципальных подведомственных учреждений;

обеспечение мероприятий;

осуществление бюджетных инвестиций;

отражение расходов бюджета Константиновского городского поселения за счет целевых федеральных, областных межбюджетных трансфертов;

предоставление субсидий юридическим лицам, не являющимися муниципальными учреждениями, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, а также некоммерческим организациям, не являющимся муниципальными учреждениями;

предоставление иных межбюджетных трансфертов бюджету Константиновского района за счет средств бюджета Константиновского городского поселения;

программные и непрограммные направления расходов, если их отражение не предусмотрено по обособленным направлениям расходов.

Основное мероприятие, мероприятие ведомственной целевой программы должны быть направлены на решение конкретной задачи подпрограммы. На решение одной задачи может быть направлено несколько основных мероприятий. Не допускается формирование основных мероприятий, реализация которых направлена на достижение более чем одной цели подпрограммы муниципальной программы (за исключением основных мероприятий, направленных на нормативно-правовое и научно-методическое (аналитическое) обеспечение реализации подпрограммы).

Если в рамках реализации муниципальной программы муниципальными учреждениями предусматривается оказание муниципальных услуг юридическим и (или) физическим лицам, в программе должен быть приведен прогноз сводных показателей муниципальных заданий по этапам реализации подпрограммы. Информация о сводных значениях показателей муниципальных заданий отражается согласно приложению к настоящим Методическим рекомендациям (таблица 4).

Указанные показатели могут включаться в состав показателей (индикаторов) подпрограммы как показатели (индикаторы) непосредственных результатов.

В случае включения в муниципальную программу объектов строительства, реконструкции, капитального ремонта, находящихся в муниципальной собственности Константиновского городского поселения, в состав муниципальной программы включается перечень инвестиционных проектов (объекты строительства, реконструкции, капитального ремонта, находящиеся в муниципальной собственности Константиновского городского поселения) в соответствии с приложением к настоящим Методическим рекомендациям (таблица 10).

Указанный перечень на очередной год формируется при условии наличия проектной (сметной) документации и положительного заключения государственной (негосударственной) экспертизы, по долгосрочным контрактам - в соответствии с графиком производства работ.

Раздел 4

Информация о расходах бюджета Константиновского городского поселения на реализацию муниципальной программы представляется согласно приложению к настоящим Методическим указаниям (таблица 5).

Расходы на дорожное хозяйство в части неиспользованных остатков бюджетных ассигнований дорожного фонда Константиновского городского поселения отражаются в муниципальных программах с учетом особенностей, предусмотренных действующим законодательством.

В составе обоснования финансового обеспечения реализации муниципальной программы приводятся ссылки на параметры формирования объемов финансового обеспечения, а также пояснения по определению приоритетов при распределении бюджетных ассигнований между подпрограммами, ведомственными целевыми программами и основными мероприятиями.

Если в муниципальной программе предполагается использование средств федерального бюджета, областного бюджета и внебюджетных источников, то в муниципальной программе должна содержаться информация о расходах областного бюджета, федерального бюджета, бюджета Константиновского городского поселения и внебюджетных источников на реализацию муниципальной программы, представляемая согласно приложению к настоящим Методическим рекомендациям (таблица 6).

Кроме того, в данном разделе необходимо указать государственную программу Российской Федерации и (или) федеральную целевую программу, в рамках которой выделяются средства федерального бюджета, а также государственную программу Ростовской области, в рамках которой выделяются средства областного бюджета.

Средства, выделяемые из государственных внебюджетных фондов, необходимо отражать во внебюджетных источниках.

Расходы на содержание аппарата Администрации Константиновского городского поселения, являющиеся ответственным исполнителем одной муниципальной программы, включаются в муниципальную программу, в которой Администрация Константиновского городского поселения, является ответственным исполнителем.

В случае если Администрация Константиновского городского поселения, является ответственным исполнителем двух и более муниципальных программ, расходы на содержание ее аппарата включаются в одну муниципальную программу.

Распределение иных межбюджетных трансфертов бюджету Константиновского района на очередной финансовый год и на плановый период по направлениям расходования средств отражается согласно приложению к настоящим Методическим рекомендациям (таблица 8).

Перечень инвестиционных проектов (объекты строительства, реконструкции, капитального ремонта, находящиеся в муниципальной собственности) формируется в соответствии с приложением к настоящим Методическим рекомендациям (таблица 9), при этом на очередной год при условии наличия проектной (сметной) документации и положительного заключения государственной (негосударственной) экспертизы, по долгосрочным контрактам - в соответствии с графиком производства работ.

Раздел 5

Методика оценки эффективности муниципальной программы представляет собой алгоритм оценки фактической эффективности в процессе и по итогам реализации муниципальной программы и должна быть основана на оценке результативности муниципальной программы с учетом объема ресурсов, направленных на ее реализацию, а также реализовавшихся рисков и социально-экономических эффектов, оказывающих влияние на изменение соответствующей сферы социально-экономического развития Константиновского городского поселения.

Методика оценки эффективности муниципальной программы учитывает необходимость проведения оценок:

степени достижения целей и решения задач подпрограмм и муниципальной программы в целом;

степени соответствия запланированному уровню затрат и эффективности использования средств бюджета Константиновского городского поселения;

степени реализации основных мероприятий и мероприятий ведомственных целевых программ (достижения ожидаемых непосредственных результатов их реализации).

В рамках методики оценки эффективности муниципальной программы может предусматриваться алгоритм установления пороговых значений целевых показателей (индикаторов) муниципальной программы. Превышение (недостижение) таких пороговых значений свидетельствует об эффективной (неэффективной) реализации муниципальной программы.

Методика оценки эффективности муниципальной программы предусматривает возможность проведения оценки эффективности муниципальной программы в течение реализации муниципальной программы не реже чем один раз в год.

Раздел 6

Порядок взаимодействия ответственных исполнителей, соисполнителей, участников муниципальной программы по вопросам разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ определяет ответственный исполнитель муниципальной программы.

Разделы подпрограммы муниципальной программы заполняются аналогично разделам муниципальной программы.

3. План реализации муниципальной программы

3.1. Разработка плана реализации муниципальной программы

План реализации муниципальной программы (далее – план реализации) разрабатывается на очередной финансовый год и содержит перечень значимых контрольных событий муниципальной программы с указанием их сроков и ожидаемых результатов согласно приложению к настоящим Методическим рекомендациям (таблица 11).

В плане реализации отражаются:

контрольные события программы, оказывающие существенное влияние на сроки и результаты реализации муниципальной программы, с указанием их сроков и ожидаемых результатов, позволяющих определить наступление контрольного события программы;

фамилии и должности должностных лиц ответственного исполнителя, соисполнителя и (или) участника реализации муниципальной программы, ответственных за контрольные события программы;

данные об объемах расходов на реализацию основных мероприятий и мероприятий ведомственных целевых программ.

Контрольные события программы по возможности выделяются по всем основным мероприятиям, мероприятиям ведомственных целевых программ муниципальной программы, за исключением случаев, когда основное мероприятие муниципальной программы носит длящийся характер, т.е. не имеет сроков начала и конца реализации, а также выраженного конечного результата его реализации.

Основными характеристиками контрольных событий программы являются общественная, в том числе социально-экономическая, значимость (важность) для достижения результата основного мероприятия, ведомственной целевой программы и решения соответствующих задач подпрограммы, нулевая длительность, возможность однозначной оценки достижения (0% или 100%), по возможности документальное подтверждение результата.

3.2. Подготовка отчетов об исполнении планов реализации

В целях обеспечения оперативного контроля за реализацией муниципальных программ ответственный исполнитель муниципальной программы предоставляет в сектор экономики и финансов Администрации Константиновского городского поселения отчет об исполнении плана реализации по форме согласно приложению к настоящим Методическим рекомендациям (таблица 12) в порядке и сроки, установленные Порядком разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ Константиновского городского поселения, утверждённом постановлением Администрации Константиновского городского поселения от 21.08.2013 № 203 (далее - Порядок).

Оперативный контроль за реализацией муниципальных программ ориентирован на раннее предупреждение возникновения проблем и отклонений хода реализации муниципальной программы от запланированного.

Объектом контроля является наступление контрольных событий программы в установленные сроки, сведения о кассовом исполнении и объемах заключенных муниципальных контрактов по муниципальной программе на отчетную дату.

В качестве формулировок таких контрольных событий реализации программы рекомендуется использовать следующие:

нормативный правовой акт утвержден;

объект капитального строительства (реконструкции) введен в эксплуатацию;

система разработана и введена в эксплуатацию и т.д.

4. Подготовка отчета о реализации муниципальной программы за год

Отчет о реализации муниципальной программы за год (далее – годовой отчет) формируется ответственным исполнителем с учетом информации, полученной от соисполнителей и участников муниципальной программы, согласовывается и вносится на рассмотрение Комиссии Администрации Константиновского городского поселения в порядке и сроки, установленные Порядком.

Годовой отчет имеет следующую структуру:

конкретные результаты реализации муниципальной программы, достигнутые за отчетный год;

результаты реализации основных мероприятий и мероприятий ведомственных целевых программ в разрезе подпрограмм муниципальной программы;

результаты реализации мер муниципального и правового регулирования;

результаты использования бюджетных ассигнований и внебюджетных средств на реализацию мероприятий муниципальной программы;

сведения о достижении значений показателей (индикаторов) муниципальной программы;

информация о внесенных ответственным исполнителем изменениях в муниципальной программу;

предложения по дальнейшей реализации муниципальной программы.

При описании конкретных результатов реализации муниципальной программы, достигнутых за отчетный год, следует привести:

основные результаты, достигнутые в отчетном году;

характеристику вклада основных результатов в решение задач и достижение целей муниципальной программы;

сведения о достижении значений показателей (индикаторов) муниципальной программы, подпрограмм муниципальной программы за год (указываются согласно приложению к настоящим Методическим рекомендациям (таблица 13), с обоснованием отклонений по показателям (индикаторам), плановые значения по которым не достигнуты);

сведения о достижении значений показателей (индикаторов) муниципальной программы, подпрограмм муниципальной программы (таблица 13а);

запланированные, но недостигнутые результаты с указанием нереализованных или реализованных не в полной мере основных мероприятий и мероприятий ведомственных целевых программ (в том числе ключевых мероприятий);

анализ факторов, повлиявших на ход реализации муниципальной программы;

анализ фактических и вероятных последствий влияния указанных факторов на основные параметры муниципальной программы;

результаты оценки эффективности реализации муниципальной программы в отчетном году.

Описание результатов реализации основных мероприятий подпрограмм, мероприятий ведомственных целевых программ, реализация которых предусмотрена в отчетом периоде, включает:

описание результатов реализации основных мероприятий подпрограмм, мероприятий ведомственных целевых программ в отчетном году (в том числе контрольных событий);

перечень нереализованных или реализованных частично основных мероприятий подпрограмм, мероприятий ведомственных целевых программ (из числа предусмотренных к реализации в отчетном году) с указанием причин их реализации не в полном объеме;

анализ факторов, повлиявших на их реализацию;

анализ последствий нереализации основных мероприятий подпрограмм, мероприятий ведомственных целевых программ на реализацию муниципальной программы.

К описанию результатов реализации основных мероприятий подпрограмм, мероприятий ведомственных целевых программ в отчетном году прилагается информация согласно приложению к настоящим Методическим рекомендациям (таблица 14).

В составе результатов реализации мер государственного, муниципального и правового регулирования представляются сведения о:

запланированных и фактически реализованных мерах государственного, муниципального и правового регулирования;

мерах государственного, муниципального и правового регулирования, предлагаемых к реализации в текущем году и плановом периоде.

Указанная информация приводится согласно приложению к настоящим Методическим рекомендациям (таблица 15).

При представлении сведений об использовании бюджетных ассигнований и внебюджетных средств на реализацию муниципальной программы данные о расходах федерального бюджета, областного бюджета, местного бюджета, внебюджетных источников представляются в составе годового отчета согласно приложению к настоящим Методическим рекомендациям (таблица 16).

Информация об изменениях, внесенных ответственным исполнителем в муниципальную программу, должна содержать перечень изменений, внесенных ответственным исполнителем в муниципальную программу, их обоснование и реквизиты соответствующих актов Администрации Константиновского городского поселения.

В случае отклонений от плановой динамики реализации муниципальной программы или воздействия факторов риска, оказывающих негативное влияние на основные параметры муниципальной программы, в годовой отчет включаются предложения по дальнейшей реализации муниципальной программы, в том числе по оптимизации бюджетных расходов на реализацию основных мероприятий муниципальной программы и корректировке целевых показателей реализации программы на текущий финансовый год и плановый период и их обоснование.

5. Управление, контроль реализации и оценка эффективности

муниципальной программы

Управление и контроль реализации муниципальной программы должны соответствовать требованиям раздела 5 Порядка.

Основные мероприятия и мероприятия ведомственных целевых программ муниципальной программы реализуются в соответствии со сроками, установленными муниципальной программой. Изменение сроков и объема средств, предусмотренных на реализацию основных мероприятий и мероприятий ведомственных целевых программ, влияющие на реализацию основных параметров муниципальной программы (подпрограммы), требует корректировки муниципальной программы (подпрограммы).

Оценка эффективности реализации муниципальной программы осуществляется на основе методики оценки ее эффективности, утверждаемой в составе муниципальной программы.

Оценка эффективности муниципальных программ осуществляется в целях достижения оптимального соотношения связанных с их реализацией затрат и достигаемых в ходе реализации результатов, а также обеспечения принципов бюджетной системы Российской Федерации: результативности и эффективности использования бюджетных средств; прозрачности (открытости); достоверности бюджета; адресности и целевого характера бюджетных средств.

Оценка эффективности реализации муниципальной программы должна содержать общую оценку вклада муниципальной программы в социально-экономическое развитие Константиновского городского поселения.

Оценка вклада муниципальной программы в социально-экономическое развитие Константиновского городского поселения производится по следующим направлениям:

оценка достижения запланированных результатов;

оценка бюджетной эффективности.

В ходе проведения оценки достижения запланированных результатов муниципальной программы за год (за весь период реализации муниципальной программы) фактически достигнутые значения показателей (индикаторов) сопоставляются с их плановыми значениями.

В случае выявления отклонений фактических результатов в отчетном году от запланированных на этот год необходимо с указанием нереализованных или реализованных не в полной мере основных мероприятий и мероприятий ведомственных целевых программ в составе подпрограмм муниципальных программ представлять обоснование причин:

отклонения достигнутых в отчетном периоде значений показателей (индикаторов) от плановых, а также изменений в этой связи плановых значений показателей (индикаторов) на предстоящий период;

значительного недовыполнения одних показателей (индикаторов) в сочетании с перевыполнением других или значительного перевыполнения по большинству плановых показателей (индикаторов) в отчетном периоде.

При оценке бюджетной эффективности реализации муниципальных программ следует исходить из следующего основного принципа: при реализации муниципальных программ ответственные исполнители муниципальных программ в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного муниципальной программой объема средств.

Сведения об оценке бюджетной эффективности представляются в составе годового отчета согласно приложению к настоящим Методическим рекомендациям (таблицы 17-22).