ВОССТАНОВИМ ИСТОРИЧЕСКУЮ СПРАВЕДЛИВОСТЬ: ЭТО НУЖНО НЕ МЁРТВЫМ, ЭТО НУЖНО ЖИВЫМ

В этом году наш город будет отмечать знаменательное событие — столетие с момента постройки и освящения церкви Покрова Пресвятой Богородицы.

Сегодня главный храм станицы является основной исторической достопримечательностью, центром Православной Веры Константиновского района, которая связывает нас со славной историей казачьей станицы Константиновской.

На сегодняшний день город Константиновск это небольшой районный центр Ростовской области со многими проблемами, свойственными для сельской глубинки. Возможно, по количеству этих проблем мы даже опережаем своих соседей из Семикаракорского , Усть-Донецкого, Тацинского и Морозовского районов.

Но было и другое время. Станица Константиновская до 1917 года являлась центром Первого Донского Округа, расположенного в самом сердце Донской области с её древней и славной историей. К концу 19-го — началу 20 века, станица Константиновская была одной из самых богатых, динамично развивающихся станиц Донской области. Ярким примером этого служит постройка двух великолепных храмов: Николаевского собора (в 1892 году) и Покровской церкви в 1912 году.

О Николаевском соборе (судьба которого сложилась трагично — он был уничтожен, как и многие другие святыни Ростовской области) хотелось бы сказать несколько подробнее.

История собора ведет свое начало с 1720 года (по другим данным — с 1714 г.), когда была заложена первая деревянная церковь во имя Архангела Михаила в станице Ведерниковской. В 1864 году по указу царя Александра II станица Ведерниковская была объединена со станицей Бабской в одну и получила название Константиновская. В 1869 году Михайло-Архангельская церковь из хутора Ведерников переносится в станицу Константиновскую. А в 1876 году состоялся приговор общественного схода станицы Константиновской об изыскании средств для строительства новой каменной церкви. В сентябре 1877 года началось строительство. Долго (целых 20 лет) и добротно строился каменный собор. Трое выдающихся зодчих принимали участие в возведении храма: Антон Анджелович Кампиони, Карл Федорович Кюнцель и Петр Семенович Студеникин. Последний проектировал внутреннюю отделку собора, иконостас, разрабатывал элементы декора и внешней отделки. Собор имел три престола: главный престол был открыт во имя святителя Николая Чудотворца, северный — во имя Успения Пресвятой Богородицы, южный — во имя Архистратига Михаила. Храм получил название Николаевский (по центральному престолу). Собор, названный Николаевским — по центральному престолу — был завершен и освящен в 1897 году. Внутри он был редкостной красоты: роспись позолотой, богатейшая церковная утварь, драгоценное убранство. Храм был построен в русско-византийском стиле и располагался в центре административно-торговой площади станицы, став центром притяжения для православных верующих округа.

После гражданской войны всё изменилось — богослужения прекратились, храм был закрыт. Сначала здесь размещалась машинно-тракторная станция, затем склад соли, из-за испарений которой очень пострадали прекрасные творения художников и зодчих. На месте звонницы собора была даже размещена парашютную вышка спортивного общества.

Храм простоял 164 года. Взорван он был в апреле 1961 года, когда, в правление Хрущева, велась ожесточенная кампания по «искоренению» религии. Так исчез памятник архитектуры станицы Константиновской, который профессиональные архитекторы оценивали, как один из красивейших в Европе.

Церкви Покрова Пресвятой Богородицы, построенной Петром Семеновичем Студеникиным в 1912 году, повезло, она уцелела в годы лихолетий и богоборчества советской власти и сегодня радует своей красотой прихожан. Но с ней связанные трагические события, произошедшие в станице Константиновской в июле 1920 года. Они были связаны с морским десантом в тылу красных в районе станицы Ново-Николаевской, а затем рейдом отряда казаков под руководством полковника Фёдора Дмитриевича Назарова по Дону.

У этой операции было несколько целей — помочь казакам-повстанцам, рассеянным по Донской области после ухода Белой армии в Крым, при благоприятных условиях поднять восстание казаков на Дону и оказать тем помощь армии генерала Врангеля, ведшей бои в северной Таврии. К сожалению, надежды на массовое восстание казаков не оправдались, ввиду того, что из-за репрессивных мер большевиков в станицах к этому времени почти не оставалось казаков способных держать оружие. Однако это не уменьшило решимость казаков и офицеров из партизанского отряда Федора Дмитриевича Назарова и присоединившихся к ним добровольцев дать бой врагу на Присуде, а если будет суждено, то и умереть на родной земле.

Вначале действия отряда были успешны — высадка возле станицы Ново-Николаевской, последующее движение отряда в центр Донской области, блестящее занятия Окружной станицы Константиновской. Но затем силы стали слишком неравными. Красными была создана крупная войсковая группировка в составе двух корпусов и стрелковой дивизии. Станица была окружена превосходящими силами, а на путях возможного отступления казаков-назаровцев по направлению Сальских степей сосредоточился и затаился внушительный заслон.

26 июля состоялся штурм станицы войсковой группировкой Красной Армии. Обороной Константиновской руководили казачий полковник Григорий Никифорович Сухаревский (уроженец ст. Мариинской, обладатель золотого Георгиевского оружия, полученного во время Великой войны, когда он командовал 76 Донским казачьим полком. Погиб в ст. Константиновской).

Бой носил очень ожесточённый и упорный характер, когда у казаков закончились боеприпасы, они продолжали сражаться только холодным оружием, предпочитая смерть сдаче в плен.

В результате этого боя отряд почти полностью погиб, особенно большие потери понесли казаки при переправе на левый берег Дона. Сейчас это место в народе так и называют — «Офицерский пляж».

Это был настоящий подвиг за свой Присуд, Веру Христову в борьбе с богоборческой властью большевиков.

Лишь небольшая часть казаков во главе с полковником Боковым (казак станицы Новочеркасской, награжденный четырьмя Георгиевскими крестами и четырьмя Георгиевскими медалями) сумела прорваться через окружение и уйти к Манычу.

Убитых красноармейцев свезли к церковному кладбищу Николаевского собора, где с почестями, на правах победителей, и захоронили. Впоследствии, на месте захоронения красноармейцев был установлен обелиск, со временем добавлено захоронение воинов погибших за освобождение ст. Константиновской в период Великой Отечественной войны, построен Мемориальный комплекс и зажжен «Вечный огонь».

Тела павших казаков по указанию красных местные жители свезли на площадь к Покровской церкви, где они пролежали неделю, По воспоминаниям местной учительницы А.И. Поповой, тел было столько, что ими была устлана вся площадь. С её слов — более 700 чел. Тела лежали около недели, проводились следственные действия — опознания, выяснялись родственные связи. Эти действия большевики проводили в качестве назидания жителям станицы — мол, так будет со всеми. Потом казаков захоронили здесь же — на кладбище Покровской церкви.

Спустя время, Покровскую церковь превратили в спортивную школу, место захоронения казаков сровняли с землей, а потом и закатали асфальтом.

Вот уже более 20 лет в России идёт так называемое возрождение казачества, но совершенно непонятно какие идеалы возрождаются. На самом деле — у нас, в станице Константиновской, на территории Мемориального комплекса проходят торжественные мероприятия и произносятся громкие речи о патриотизме дедов и прадедов, о воинских традициях казаков, об их беззаветной любви к Отечеству и готовности его защищать, о традиционном воинском братстве казаков и о преклонении перед воинскими заслугами наших предков. Но происходит это у того самого «Вечного огня» который горит в честь красноармейцев, пришедших на казачью землю и здесь убитых. А в тоже время казаки, отдавшие самое дорогое — свои жизни, за веру Православную и Присуд — покоятся в безвестной могиле, закатанные асфальтом, по которому идут прихожане в церковь. Историческое невежество, кощунство и беспамятство переходят из поколения в поколение — чтим мнимых героев, топчем настоящих.

Такая ситуация в Константиновской абсолютно нетерпима. К сожалению, за многие годы ничего так и не было толком сделано, чтобы её изменить. По-прежнему, те, кто проявил подлинно Казачий дух и предпочел смерть в бою на Родине зарубежному изгнанию или сдаче, лежат забытые в безвестной могиле.

В июне месяце 2012 года группа потомственных казаков ст. Константиновской обратилась к настоятелю церкви Покрова Пресвятой Богородицы Александру Овчинникову с предложением установить Поклонный Крест на месте захоронения казаков-партизан из отряда полковника Ф.Д. Назарова (на церковной территории) и получила его согласие и благословение.

На сегодняшний день сделан и согласован эскиз-проект Поклонного Креста. Решено установить величественный Крест из белого мрамора, общей высотой 3 метра, символизирующий чистоту и жертвенность, с надписью отражающей суть героического подвига казаков.

В связи с этим попечительский совет Православной церкви ст. Константиновской, возглавляемый священником о. Александром Овчинниковым, обращается ко всем, кому небезразлична трагическая судьба казаков в годы Гражданской войны и кто желает принять участие в увековечении их памяти, с просьбой оказать посильную помощь в сборе средств на установление Поклонного Креста.

Дородницын А.Л.

Счет для пожертвований:

СВЯТО-ПОКРОВСКИЙ приход

ИНН 6116007341

КПП 611601001

Р.СЧ.40703810252290108161

К.СЧ.30101810600000000602

БИК 046015602

ЮГО-ЗАПАДНЫЙ БАНК ОАО «СБЕРБАНК РОССИИ»

Г.РОСТОВ-НА-ДОНУ

НАЗНАЧЕНИЕ ПЛАТЕЖА: НА ПОКЛОННЫЙ КРЕСТ